Виктория Валикова

Генеральный директор фонда Health & Help

«Я борюсь с несправедливостью в разных ее проявлениях»​

Из Уфы в Гватемалу, а раз в месяц – в Москву

Вообще Вика – врач-инфекционист. До начала своего пути в благотворительности она работала в приемном покое в Уфе. Работа нравилась. «Мне вообще везде, где бы я ни оказалась, нравится», – смеётся она. Но рутина со временем утомила, и Вика отправилась в Бельгию (в её истории в целом будет немало путешествий), там отучилась на специалиста по тропической медицине и организации здравоохранения в странах с ограниченными ресурсами. Дальше поехала врачом-волонтером сначала в Гватемалу, следом – на остров в Гондурас, а потом на Гаити. Врачебные задачи изменились вместе с географией: к привычным кори, краснухе и гепатитам добавилась холера и другие диковинные болезни.

«Я увидела, что люди умирают от поноса и пневмонии. Сейчас XXI век, а у нас дети погибают от голода. Так быть не должно, и я делаю так, чтобы этого было как можно меньше».

Опыт волонтёрской работы в разных организациях подсветил для Вики те проблемы, которые она смогла обозначить и решить в собственной организации.

«Когда я работала в бельгийской клинике в Гватемале, там вечно не хватало лекарств. Мы буквально каждый день отправляли людей умирать, потому что не было нужной таблетки. В Гондурасе, в американской клинике, было очень много волонтеров, которые практически не говорили на испанском. Многие не понимали пациентов, приходилось звать переводчика. Это очень осложняло процесс, не говоря об этических проблемах: представьте переводчика на гинекологическом осмотре или в родах. Когда я попала в католическую больницу на Гаити, мне не нравилось, что если пациент не может заплатить за и так дешевый прием, сделать минимальное пожертвование для монастыря, то монахини выгоняли его из больницы. Я собрала все это и многое другое в “коробочку идей” и в нашей организации попыталась учесть этот негативный опыт. Конечно, всплыло еще много нюансов, но мой волонтерский опыт точно помог сформировать базовое видение»

Вика убеждена, что в некоммерческом секторе, как и в бизнесе, может найти себе место любой человек: был бы азарт, желание, интерес, остальное сделает обучение и онбординг. В пример приводит своего коллегу, бывшего руководителя крупного бизнеса, продающего мебель для отелей, дальше – волонтера Health & Help, который со временем стал управлять проектами по ремонту крыш в больницах организации и наладкой систем очистки воды для деревень, где работает Вика и её команда.

Объявление об очередном наборе в МШПФ попалось на глаза Вике случайно. «Я зашла и подумала: “Хм, дорого, нет таких денег, но было бы круто попасть в это место”». Через полгода Вика узнала про гранты на обучение и поступила.

«Это огромная честь и радость, МШПФ – лучшее, что со мной вообще могло случиться. Никого не знала, но потом как узнала и продолжаю узнавать до сих пор. Очень вдохновляет сообщество. Выездные модули, песни с Манижей, посиделки после занятий. Еще запомнила, как мы с Сережей Иевковым – основателем Благотворительной больницы – как-то жили у моей подписчицы в квартире, а мой младенец Серафим свалился с ларингитом. Сережа – детский реаниматолог – скорую вызывал и заботился о нем. Я ничего специального не ожидала от своей учебы в МШПФ, а опыт оказался фееричным. Было интересно, весело, полезно, ну и приятный бонус в виде комьюнити – это прямо в сердечко».

«Я до учебы – это Вика, которая думает, что знает все. А я после учебы – это Вика, которая думает, что ничего не знает, но верит, что сможет узнать».

Сомнения перед началом учебы были только в том, получится ли приезжать раз в месяц в Москву. В то время Вика только забрала своих старших детей из детского дома, родила еще одного и думала, как не сойти с ума. В этом школа помогла не меньше, чем в поисках ответов на профессиональные вопросы.

Главным открытием в МШПФ оказалось то, насколько профессионально все может быть выстроено. Система собственной работы, которую налаживала Вика, раньше казалась безупречной. Теперь стали видны те аспекты, которые можно доработать. К примеру, GR-направление, о котором раньше не было мыслей, теперь стало «путеводной стратегической звездой», как говорит Вика. Много внимания уделили обсуждениям фандрайзинга и коммуникаций – сегодня Вика уверена, что управление в НКО вполне может быть самостоятельной университетской программой. Отдельной дисциплиной в ней должен стать баланс между личным и рабочим.

«Мне кажется, основное, чему нужно учиться, – это ставить себя впереди подопечных. Потому что ощущается, что в НКО много выгорания именно из-за того, что часто мы живем по принципу “умри, а то умрут люди”. У нас медицинский профиль, и мы жили этой мыслью много лет. Пахали по вечерам, ночам, выходным, праздникам. Создали целую культуру, в которой отдыхать было “стыдно”, потому что пока ты у елочки пьешь шампанское, “в Гватемале дети умирают”. Поэтому сейчас я уделяю много времени именно оптимизации процессов, психологическому здоровью сотрудников, сохранению work-life баланса».

Выпуск из школы принес изменения не только Вике, но и всему проекту Health & Help. Пересмотрели оргструктуру, наняли новых людей: операционного директора, фандрайзинг директора. Практически отказались от поиска новых волонтеров и в то же время запустили программу платного краткосрочного волонтерства.

«Мы пытаемся уходить от волонтерства и нанимать сотрудников. Связано это с тем, что волонтеры работают меньше часов, чем сотрудники на зарплате, а требуют столько же менеджерского внимания и любви, сколько штатные сотрудники. В итоге либо выгорает менеджер, которому вместо заботы об одном сотруднике приходится тратить время на нескольких волонтеров, либо сам волонтер, которому не хватает внимания. Мы поняли, что для нашей организации оптимальным вариантом выглядит сокращение числа волонтеров и создание такой опции только для работы в клиниках: там мы принимаем волонтеров на короткий срок и они платят ощутимые волонтерские взносы. Теперь это больше элемент фандрайзинга и пиара».

Сегодня сама Вика практически полностью отошла от операционных управленческих задач. Она продолжает настраивать процессы, опирается на новые знания и поддерживает связь с другими выпускниками. Школу вспоминает с теплом.