olga shamayko

Ольга Шамайко

Основатель социального проекта профессиональной ориентации «Кем быть?» для подростков с особенностями

Как Ольга Шамайко променяла работу банковского «белого воротничка» на развитие социального проекта профессиональной ориентации для подростков с особенностями

line4737
rect9746

Однокурсники по МШПФ стали частью моего внутреннего пространства, которое хранишь для ограниченного круга людей

– Пока я придумываю новую кредитную карту, где-то токарь выпиливает деталь, которая будет полезна другим. Я всегда думала о людях, которые производят для нас продукты, их труд почему-то считается не таким престижным, он очень недооценен, – размышляет о работе со смыслом Ольга Шамайко и вспоминает, как 20 лет строила свою карьеру в различных розничных банках.

Все эти годы ей было на самом деле интересно: развивать отрасль, помогать клиентам становиться финансово грамотными и параллельно добиваться поставленных личных целей, расти в должности. А потом родилась дочка, у которой с рождения были проблемы со здоровьем. Потребовалось много времени для восстановления ребенка: бесконечные врачи, прогнозы, специалисты по реабилитации и прочее. Это стало толчком и к переосмыслению и профессионального пути.

– Вместо ежедневной работы в солидном офисе теперь перед глазами мелькали дети, нуждающиеся в помощи, и их зачастую отчаявшиеся родители. Как будто разбился стеклянный шар, внутри которого я жила много лет, и вдруг смогла увидеть совершенно другой мир, – вспоминает Ольга. Это стало поворотной точкой в мироощущении. – Нужно делать то, что имеет смысл. От моей деятельности кому-то должно становиться хорошо, – с этими мыслями Ольга Шамайко уволилась из банка и, сосредоточившись на воспитании дочери, стала участвовать в волонтерских проектах помощи детям с особенностями развития.

Подросткам с особенностями сложнее учиться, сложнее взаимодействовать с обществом. Нужно найти способ пробудить в них мотивацию.

В какой-то момент ей на глаза попалось объявление в Facebook-профиле подруги, в котором шла речь о поиске исполнительного директора для небольшого благотворительного фонда – организация занималась оплатой лечения детей с онкологическими заболеваниями за рубежом. Во многом благодаря тому, что фонд был совсем маленьким, Ольге удалось погрузиться в специфику работы некоммерческих организаций, а также в одном лице стать не только исполнительным директором, но и маркетологом, фандрайзером, программным директором, главным контактным лицом для родителей больных детей. Работая в фонде, Ольга стала активно следить за тематикой НКО в СМИ и медиа. Увидев публикации фонда «Друзья», она подписалась на их новости и вскоре узнала о первом наборе в Московскую школу профессиональной филантропии.

– Фонд «Друзья» говорил на понятном мне языке о проблемах, которые я, будучи человеком достаточно прагматичным, чётким, одним словом, привыкшим жить в категориях «план-результат, kpi», хорошо понимала. – рассказывает Ольга Шамайко. – Я увидела объявление о наборе в МШПФ, и не возникло ни тени сомнения, что мне туда нужно. Посоветовалась с мужем, было решено, что оплата за обучение – это инвестиция в путь благотворителя, в развитие.

line4749
rect9746
Нужно делать то, что имеет смысл. От моей деятельности кому-то должно становиться хорошо

В самом начале в МШПФ Ольге Шамайко было не очень комфортно психологически – ей предстояло учиться с топ-менеджерами крупнейших благотворительных организаций России, и на их фоне личный опыт в этой сфере казался очень скромным. К счастью, в процессе учёбы и сближения с однокурсниками становилось всё очевиднее, что даже самые маститые представители благотворительности – это просто люди, которые ищут себя, своё место в жизни. Перед вопросами: «Кто я?» и «Куда я иду?» оказались все равны. – Эти люди стали частью моего внутреннего пространства, которое хранишь для ограниченного круга людей. И это было очень странно, – рассказывает о своих однокурсниках Ольга.

По мере того, как картинка прояснялась, становилось очевидно, что тема детской онкологии Ольге не подходит: воспитывать девочку-подростка и ежедневно читать письма о помощи похожим на нее детям оказалось очень тяжело. Намерение развиваться в благотворительности оставалось твердым, и дальше последовал новый вызов – ответить на вопрос «А что тогда моё?». После многих попыток нарисовать образ своего будущего проекта в один момент с Ольгой, по её словам, случился практически катарсис: она поделилась с однокурсниками по МШПФ своей личной историей, рассказала про дочку. Всё это происходило в контексте обсуждения личного проекта, который предстояло защитить в рамках обучения в МШПФ. И тут кто-то сказал: «Твой проект живёт рядом с тобой 11 лет».

Ответ был найден. Дальше оставалось со всем профессионализмом подойти к воплощению в жизнь своего проекта с его миссией, стратегией, целями. Детям, подросткам, подобно дочке Ольге, впрочем, как и всем остальным, важно найти своё место в жизни в том числе, и профессиональное. Они будут искать работу, оценивать свои возможности, профессионально определяться. Этим людям предстоит жить в обществе – но как, если общие правила для них не очень работают? Нужно найти способ пробудить в них мотивацию, причём с учётом специфики: таким подросткам сложнее учиться, сложнее взаимодействовать с обществом. 

rect9746
Нужно делать то, что имеет смысл. От моей деятельности кому-то должно становиться хорошо
line4761
100 000 детей нуждаются в помощи прямо сейчас
В большой картинке Ольги – речь идёт о всех звеньях цепи: от поиска подростком своего пути, мотивации, до трудоустройства. Пока она реализовывает первый этап этой концепции – уроки профессиональной ориентации для подростков с особенностями. После окончания МШПФ и успешной защиты диплома, уже в сентябре 2019 года, ей удалось запустить проект “Кем быть?”. Ольга нашла партнёра – специалиста по коррекционной педагогике. В этом тандеме они продолжают развивать проект сегодня. Проект, который сегодня кажется гораздо больше наполненным смыслом, чем всё, чем Ольга занималась до сих пор. Пока юридическое лицо не зарегистрировано, однако, уже удалось найти финансирование, получить грант одного из фондов схожей тематики, а также двинуться дальше – к ведению нескольких постоянных групп подростков с занятиями и поездками в коммерческие организации, которые потенциально могут стать местом работы для ребят в будущем. Уже прошло знакомство с профессиями во “ВкусВилле”, “Связном”, “Технограде”. “Я знаю, у меня очень масштабные планы и, даже начав проект, меня иногда накрывает паника, смогу ли я. И в эти моменты я обращаюсь к друзьям. Тем, с кем я познакомилась и прожила 8 месяцев своей жизни, потому что главное, что дала школа мне лично, и двадцати семи моим одногруппникам – это мы, круг общения, друзей, единомышленников. Мы обращаемся друг к другу за профессиональным советом или поддержкой, для того чтобы разделить радость успеха или найти выход из сложной ситуации. И останавливаться я не собираюсь!”
rect9746

В большой картинке Ольги речь идёт о всех звеньях цепи: от поиска подростком своего пути, мотивации, до трудоустройства.

В большой картинке Ольги речь идёт о всех звеньях цепи: от поиска подростком своего пути, мотивации, до трудоустройства. Пока она реализовывает первый этап этой концепции – уроки профессиональной ориентации для подростков с особенностями. После окончания МШПФ и успешной защиты диплома уже в сентябре 2019 года ей удалось запустить проект «Кем быть?». Ольга нашла партнёра – специалиста по коррекционной педагогике. В этом тандеме они продолжают развивать проект сегодня. Проект, который сегодня кажется гораздо больше наполненным смыслом, чем всё, чем Ольга занималась до сих пор.

Пока юридическое лицо не зарегистрировано, однако уже удалось найти финансирование, получить грант одного из фондов схожей тематики, а также двинуться дальше – к ведению нескольких постоянных групп подростков с занятиями и поездками в коммерческие организации, которые потенциально могут стать местом работы для ребят в будущем. Уже прошло знакомство с профессиями во «ВкусВилле», «Связном», «Технограде».

– Я знаю, у меня очень масштабные планы и, даже начав проект, меня иногда накрывает паника, смогу ли я. В эти моменты я обращаюсь к друзьям. Тем, с кем я познакомилась и прожила 8 месяцев своей жизни, потому что главное, что дала школа мне лично и двадцати семи моим одногруппникам – это мы, круг общения, друзей, единомышленников. Мы обращаемся друг к другу за профессиональным советом или поддержкой, для того чтобы разделить радость успеха или найти выход из сложной ситуации. И останавливаться я не собираюсь!

line4773