МШПФ работает с 2018 года, и на сегодняшний день в ее сообществе более 700 лидеров социальных изменений из бизнеса, НКО и медиа.
За эти годы выпускниками Школы стало более 250 человек, и с каждым из них мы продолжаем взаимодействовать, собирая обратную связь. Согласно отзывам выпускников, МШПФ сильно повлияла на их жизнь и повлекла за собой личную и профессиональную трансформацию.
Перейдя пятилетний рубеж работы Школы филантропии, мы поняли, что наступил новый этап развития, когда необходимо более глубоко оценить тот импакт, который МШПФ оказывает на индустрию благотворительности.
Вместе с Юлией Скоковой и Ириной Краснопольской из команды Ver. Sia Lab, а также независимым экспертом Лизой Язневич, мы провели исследование, чтобы узнать, каких эффектов удалось добиться с помощью наших программ и какие акценты нам стоит сделать в будущем, чтобы курсы МШПФ оставались актуальными и полезными.
Дизайн исследования
Исследование проведено в логике микс-методов. Совмещение качественных (интервью) и количественных (опрос) данных позволило выявить более широкий спектр эффектов и оценить их распространенность среди выпускников.
Качественный этап исследования
26
интервью с выпускниками МШПФ 4 и 5 потоков, разделенные по регионам и уровню должности, а также принадлежности к иному сектору (бизнес, фриланс);
5
интервью со спикерами Школы;
5
интервью с внешними экспертами.
Структура выборки выпускников для интервью
Москва/Петербург
Другие регионы
Руководитель
6
6
Не-руководитель
6
4
Представители НЕ НКО – 4
Количественный этап исследования
онлайн-опрос выпускников МШПФ 1-5 потоков
96 выпускников – объем выборки
67% – процент ответов
вторичный анализ данных внутреннего опроса слушателей 4 и 5 потоков до и после обучения
Структура выборки выпускников для интервью
Поток
Училось
Опрошено
% опрошенных
МШПФ 1.0
26
19
73%
МШПФ 2.0
26
19
73%
МШПФ 3.0
31
20
65%
МШПФ 4.0
27
15
56%
МШПФ 5.0
33
23
70%
Основные выводы. Восприятие школы
Образ Школы
Школа воспринимается слушателями как практически единственная возможность получить очное специализированное образование по профилю управления НКО с сильным и разноплановым преподавательским составом из бизнеса и благотворительности.
В качестве входных барьеров опрошенные выделили стоимость и строгую процедуру отбора, которой небольшие или региональным НКО могут не соответствовать. Эти вопросы нивелируются финансовой поддержкой обучения от членов Клуба попечителей МШПФ, который Школа активно развивает в последние годы.
Целевые аудитории
руководители НКО;
сильные организации, у которых уже достаточно опыта и компетенций в работе.
Отличия от конкурентов
комплексное управленческое образование для руководителей НКО
сильный преподавательский состав из бизнеса и НКО;
обучающиеся – сильные слушатели, лидеры сектора.
Как показал опрос, слушатели практически не знают аналогичных комплексных образовательных программ или не воспринимают их релевантными для НКО.
Преимущества Школы для слушателей
сообщество выпускников, лидеров сектора;
доступ и контакты бизнеса.
Основные выводы. Эффекты от обучения
Включенность в сообщество и личная трансформация – ключевой эффект обучения. При этом для значительно меньшей части обучение связано с повышением профессиональных компетенций и знаний; еще реже опрошенные отмечали профессиональный рост. Повышение устойчивости работы организации оказалось наименее значимым эффектом – 56% поставили его на последнее место.
95%
выпускников отметили позитивные эффекты от обучения;
87%
отметили, что их ожидания от обучения оправдались.
Ниже предлагаем ознакомиться с иерархией эффектов по результатам опроса.
1
Включенность в сообщество
70%
опрошенных отметили, что у них появилось понимание разнообразия тематических направлений и подходов к работе в НКО, рост профессиональной насмотренности;
68%
отметили включенность в безопасное сообщество единомышленников, людей со схожими ценностями, работающими в НКО;
63%
отметили возможность получения квалифицированных советов, сбора мнений по различным аспектам работы НКО;
68%
отметили успешный поиск партнеров для своих проектов и коллаборации с однокурсниками.
Опрос показал, что сообщество помогает сформулировать профессиональную насмотренность. Выпускники знакомятся с новыми организациями, вдохновляющими примерами и новыми методами работы. Это значимо и востребовано как для московских, так и региональных НКО.
Повышение профессиональной насмотренности, в свою очередь, дает выпускникам бенчмарки и опору для сравнения себя с другими организациями.
Второй ключевой импакт сообщества – снижение издержек на получение профессиональной экспертизы и советов. Выпускники могут найти фактически любую информацию или внешний контакт.
В каждом 3-5 случае выпускник Школы находит партнеров, консультантов для своей работы и запускает совместные проекты с другими выпускниками. Сообщество позволяет выйти и на внешний контур партнерств – расширить взаимодействие с другими НКО, бизнесом, медиа.
2
Личное развитие
72%
отметили лучшее понимание себя как профессионала
63%
отметили рост уверенности в себе.
Обучение в МШПФ:
позволяет лучше понять себя в личной и профессиональной сфере, осознать свои сильные и слабые стороны;
дает понимание своего профессионального веса, повышает профессиональную уверенность в себе, помогает справиться с синдромом самозванца;
мотивирует к переосмыслению work-life balance, что становится профилактикой выгорания и позволяет удержать профессионалов в индустрии.
Такие эффекты достигаются за счет инструментов для самодиагностики (РСМ, тест Хогана) и нахождения слушателей во временной «изоляции» от повседневной рутины в течение очных модулей.
3
Знания и навыки
56%
отметили развитие навыков публичных выступлений и защиты проектов;
52%
отметили получение знаний о работе зарубежных и российских НКО;
41%
отметил понимание спектра организационных процессов, в том числе по отчетности и финансовому планированию;
39%
отметили развитие навыков управления командой и делегирования;
34%
отметили развитие лидерских навыков.
Как наиболее ценные чаще назывались блоки по стратегии, коммуникациям, взаимодействию с бизнесом, HR и GR. Многое из этого было внедрено в практику организаций.
4
Карьерная траектория
42%
отметили смену функционала на более масштабный и стратегический;
58%
отметили рост узнаваемости в профессиональном сообществе.
Наиболее заметным импактом Школы на карьерную траекторию выпускников стала смену функционала на более масштабный и стратегический. Ряд выпускников связывают с обучением рост своего дохода и повышение в должности. Также каждый 5-й связывает со Школой переход во фриланс или смену работы внутри сектора НКО.
5
Устойчивость НКО
49%
отметили появление или доработку стратегии развития своей организации;
45%
отметили внедрение новых практик в работу организации, которым обучали в Школе;
44%
отметили запуск новых проектов и направлений после обучения
31%
отметил усиление взаимодействия с партнерами.
Обучение способствовало:
более ясному пониманию стратегии развития своей организации, стало стимулом к написанию или изменению уже имеющейся стратегии;
формированию верхнеуровневого взгляда на управление как на комплекс взаимосвязанных процессов: финансовых, HR, проектных и т.д.;
обмену опытом, благодаря которому выпускники запустили новые проекты или используют новые методы в текущих проектах своей организации;
пересборке и развитию фандрайзинга в НКО, запуску новых акций, коммерческих направлений, снижению «боязни больших денег» при запросах финансирования;
переосмыслению и изменению подходов и инструментов в работе с бизнесом и государством, пониманию их логики и интересов, ориентации на поиск пересечений;
созданию или переформатированию попечительского совета, изменению формата участия учредителей в пользу их более активного участия в работе НКО, в том числе в фандрайзинге;
использованию HR в наборе и удержании команды, что привело к снижению текучки кадров. За счет этого улучшились внутренние коммуникации и климат в команде.
Также выпускники говорят об отложенных эффектах обучения для своих НКО, когда накопленные знания используются не сразу, а через некоторое время.
Основные выводы. Общий эффект на индустрию благотворительности
Результаты опроса показали, что по мнению выпускников и экспертов, обучение в МШПФ способствует повышению профессионального уровня не только выпускников, но и сотрудников их НКО и других НКО за счет распространения практик и знаний от выпускников.
Влияние на индустрию – это опосредованные эффекты от обучения в Школе.
Они достигаются за счет того, что:
слушатели несут полученную экспертизу в свои сферы и регион, в т.ч. как консультанты;
выпускники инициируют партнерство и поддержку сектора в своих регионах;
Школа поддерживает установки на взаимодействие, а не на конкуренцию среди слушателей;
образовательный контент широкий и релевантен НКО из разных направлений.
Таким образом, деятельность МШПФ является вкладом в институционализацию управленческого образования НКО и способствует популяризации сектора и формированию его образа как профессиональной индустрии с отдельными процессами и механизмами работы, отличающейся от сферы благотворительности «по велению сердца».
Также обучение приводит к сокращению дистанции между столичными и региональными НКО за счет совместного обучения на программах и большей коммуникации между ними. Редким, но значимым эффектом является появление НКО и ресурсных центров в регионах, открывшихся под инициативой и при поддержке выпускников.