rect9746-3

МШПФ работает с 2018 года, и на сегодняшний день в ее сообществе более 700 лидеров социальных изменений из бизнеса, НКО и медиа.

 

За эти годы выпускниками Школы стало более 250 человек, и с каждым из них мы продолжаем взаимодействовать, собирая обратную связь. Согласно отзывам выпускников, МШПФ сильно повлияла на их жизнь и повлекла за собой личную и профессиональную трансформацию.

Перейдя пятилетний рубеж работы Школы филантропии, мы поняли, что наступил новый этап развития, когда необходимо более глубоко оценить тот импакт, который МШПФ оказывает на индустрию благотворительности.

Вместе с Юлией Скоковой и Ириной Краснопольской из команды Ver. Sia Lab, а также независимым экспертом Лизой Язневич, мы провели исследование, чтобы узнать, каких эффектов удалось добиться с помощью наших программ и какие акценты нам стоит сделать в будущем, чтобы курсы МШПФ оставались актуальными и полезными.

rect9746

Дизайн исследования

Исследование проведено в логике микс-методов. Совмещение качественных (интервью) и количественных (опрос) данных позволило выявить более широкий спектр эффектов и оценить их распространенность среди выпускников.

Качественный этап исследования

26

интервью с выпускниками МШПФ 4 и 5 потоков, разделенные по регионам и уровню должности, а также принадлежности к иному сектору (бизнес, фриланс);

5

интервью со спикерами Школы;

5

интервью с внешними экспертами.

Структура выборки выпускников для интервью

 

Москва/Петербург

Другие регионы

Руководитель

6

6

Не-руководитель

6

4

 

Представители НЕ НКО – 4

 

Количественный этап исследования

онлайн-опрос выпускников МШПФ 1-5 потоков

96 выпускников – объем выборки

67% – процент ответов

вторичный анализ данных внутреннего опроса слушателей 4 и 5 потоков до и после обучения

Структура выборки выпускников для интервью

Поток

Училось

Опрошено

% опрошенных

МШПФ 1.0

26

19

73%

МШПФ 2.0

26

19

73%

МШПФ 3.0

31

20

65%

МШПФ 4.0

27

15

56%

МШПФ 5.0

33

23

70%

Основные выводы. Восприятие школы

Образ Школы

Школа воспринимается слушателями как практически единственная возможность получить очное специализированное образование по профилю управления НКО с сильным и разноплановым преподавательским составом из бизнеса и благотворительности.

В качестве входных барьеров опрошенные выделили стоимость и строгую процедуру отбора, которой небольшие или региональным НКО могут не соответствовать. Эти вопросы нивелируются финансовой поддержкой обучения от членов Клуба попечителей МШПФ, который Школа активно развивает в последние годы.

Целевые аудитории

руководители НКО;

сильные организации, у которых уже достаточно опыта и компетенций в работе.

Отличия от конкурентов

комплексное управленческое образование для руководителей НКО

сильный преподавательский состав из бизнеса и НКО;

обучающиеся – сильные слушатели, лидеры сектора.

Как показал опрос, слушатели практически не знают аналогичных комплексных образовательных программ или не воспринимают их релевантными для НКО.

Преимущества Школы для слушателей

сообщество выпускников, лидеров сектора;

доступ и контакты бизнеса.

rect9746

Основные выводы. Эффекты от обучения

Включенность в сообщество и личная трансформация – ключевой эффект обучения. При этом для значительно меньшей части обучение связано с повышением профессиональных компетенций и знаний; еще реже опрошенные отмечали профессиональный рост. Повышение устойчивости работы организации оказалось наименее значимым эффектом – 56% поставили его на последнее место.

95%

выпускников отметили позитивные эффекты от обучения;

87%

отметили, что их ожидания от обучения оправдались.

Ниже предлагаем ознакомиться с иерархией эффектов по результатам опроса.

1

Включенность в сообщество

70%

опрошенных отметили, что у них появилось понимание разнообразия тематических направлений и подходов к работе в НКО, рост профессиональной насмотренности;

68%

отметили включенность в безопасное сообщество единомышленников, людей со схожими ценностями, работающими в НКО;

63%

отметили возможность получения квалифицированных советов, сбора мнений по различным аспектам работы НКО;

68%

отметили успешный поиск партнеров для своих проектов и коллаборации с однокурсниками.

Опрос показал, что сообщество помогает сформулировать профессиональную насмотренность. Выпускники знакомятся с новыми организациями, вдохновляющими примерами и новыми методами работы. Это значимо и востребовано как для московских, так и региональных НКО.

 

Повышение профессиональной насмотренности, в свою очередь, дает выпускникам бенчмарки и опору для сравнения себя с другими организациями.

 

Второй ключевой импакт сообщества – снижение издержек на получение профессиональной экспертизы и советов. Выпускники могут найти фактически любую информацию или внешний контакт.

 

В каждом 3-5 случае выпускник Школы находит партнеров, консультантов для своей работы и запускает совместные проекты с другими выпускниками. Сообщество позволяет выйти и на внешний контур партнерств – расширить взаимодействие с другими НКО, бизнесом, медиа.

2

Личное развитие

72%

отметили лучшее понимание себя как профессионала

63%

отметили рост уверенности в себе.

Обучение в МШПФ:

позволяет лучше понять себя в личной и профессиональной сфере, осознать свои сильные и слабые стороны;

дает понимание своего профессионального веса, повышает профессиональную уверенность в себе, помогает справиться с синдромом самозванца;

мотивирует к переосмыслению work-life balance, что становится профилактикой выгорания и позволяет удержать профессионалов в индустрии.

Такие эффекты достигаются за счет инструментов для самодиагностики (РСМ, тест Хогана) и нахождения слушателей во временной «изоляции» от повседневной рутины в течение очных модулей.

3

Знания и навыки

56%

отметили развитие навыков публичных выступлений и защиты проектов;

52%

отметили получение знаний о работе зарубежных и российских НКО;

41%

отметил понимание спектра организационных процессов, в том числе по отчетности и финансовому планированию;

39%

отметили развитие навыков управления командой и делегирования;

34%

отметили развитие лидерских навыков.

Как наиболее ценные чаще назывались блоки по стратегии, коммуникациям, взаимодействию с бизнесом, HR и GR. Многое из этого было внедрено в практику организаций.

4

Карьерная траектория

42%

отметили смену функционала на более масштабный и стратегический;

58%

отметили рост узнаваемости в профессиональном сообществе.

Наиболее заметным импактом Школы на карьерную траекторию выпускников стала смену функционала на более масштабный и стратегический. Ряд выпускников связывают с обучением рост своего дохода и повышение в должности. Также каждый 5-й связывает со Школой переход во фриланс или смену работы внутри сектора НКО.

5

Устойчивость НКО

49%

отметили появление или доработку стратегии развития своей организации;

45%

отметили внедрение новых практик в работу организации, которым обучали в Школе;

44%

отметили запуск новых проектов и направлений после обучения

31%

отметил усиление взаимодействия с партнерами.

Обучение способствовало:

более ясному пониманию стратегии развития своей организации, стало стимулом к написанию или изменению уже имеющейся стратегии;

формированию верхнеуровневого взгляда на управление как на комплекс взаимосвязанных процессов: финансовых, HR, проектных и т.д.;

обмену опытом, благодаря которому выпускники запустили новые проекты или используют новые методы в текущих проектах своей организации;

пересборке и развитию фандрайзинга в НКО, запуску новых акций, коммерческих направлений, снижению «боязни больших денег» при запросах финансирования;

переосмыслению и изменению подходов и инструментов в работе с бизнесом и государством, пониманию их логики и интересов, ориентации на поиск пересечений;

созданию или переформатированию попечительского совета, изменению формата участия учредителей в пользу их более активного участия в работе НКО, в том числе в фандрайзинге;

использованию HR в наборе и удержании команды, что привело к снижению текучки кадров. За счет этого улучшились внутренние коммуникации и климат в команде.

Также выпускники говорят об отложенных эффектах обучения для своих НКО, когда накопленные знания используются не сразу, а через некоторое время.

Основные выводы. Общий эффект на индустрию благотворительности

Результаты опроса показали, что по мнению выпускников и экспертов, обучение в МШПФ способствует повышению профессионального уровня не только выпускников, но и сотрудников их НКО и других НКО за счет распространения практик и знаний от выпускников.


Влияние на индустрию – это опосредованные эффекты от обучения в Школе.

Они достигаются за счет того, что:

слушатели несут полученную экспертизу в свои сферы и регион, в т.ч. как консультанты;

выпускники инициируют партнерство и поддержку сектора в своих регионах;

Школа поддерживает установки на взаимодействие, а не на конкуренцию среди слушателей;

образовательный контент широкий и релевантен НКО из разных направлений.

Таким образом, деятельность МШПФ является вкладом в институционализацию управленческого образования НКО и способствует популяризации сектора и формированию его образа как профессиональной индустрии с отдельными процессами и механизмами работы, отличающейся от сферы благотворительности «по велению сердца».

 

Также обучение приводит к сокращению дистанции между столичными и региональными НКО за счет совместного обучения на программах и большей коммуникации между ними. Редким, но значимым эффектом является появление НКО и ресурсных центров в регионах, открывшихся под инициативой и при поддержке выпускников.