— Я более пятнадцати лет работала в коммерческой сфере, в банковской и финансовой, в какой-то момент решила поменять жизнь и перешла в некоммерческий сектор, в один из крупнейших благотворительных фондов в Армении — образовательный фонд «Айб».
Они запустили большую госпрограмму, возникла необходимость систематизировать финансовую отчетность, reporting донорам и прозрачность. До меня у них не было должности финдиректора, и когда я начала все процессы перелопачивать, стало ясно, что мышление у людей в коммерческом и в некоммерческом мире разное. Несмотря на то, что у меня большой опыт в менеджменте и организации процессов, я поняла, что есть много вещей, которые я не знаю, и мои методы в каком-то смысле не работают. Я искала, где бы можно было поучиться, и на сайте фонда «Друзья» обнаружила информацию про набор слушателей в Московскую школу профессиональной филантропии.
Школа собрала вместе нужных людей и показала, что все возможно. Ян Яновский всегда говорил, что на самом деле границ нет, что нужно мыслить шире, «выйти из ящика».
Цели
— Поступая в школу, я ставила цель — понять специфику некоммерческой сферы с точки зрения организации внутренних процессов, менеджмента. То, что я привыкла делать в банках, здесь либо встречалось с ужасным скептицизмом, либо, если мне все-таки удавалось продавить идею, часто не срабатывало. Я не понимала, в чем затык и хотела увидеть, как это устроено в других фондах. Школа мне такую возможность дала.
Вторая задача — общение с профессионалами и экспертами, комьюнити, которое в Армении, к сожалению, полностью отсутствует, так как вообще некоммерческая сфера у нас в зачаточном состоянии. Мне выпала возможность пообщаться с крутыми спикерами и представителями двадцати состоявшихся фондов. Мы дружим до сих пор, и аламни-клуб мне очень помогает в разные периоды жизни.
Армения занимает первое место в мире по количеству онкобольных на душу населения
Результаты
– У сокурсников оказалось много интересных проектов, про которые в Армении даже не задумывались, и мы попробовали применить их опыт у себя. Мы сработались с Аленой Кузьменко, директором фонда UNITY в Москве. Они занимаются повышением качества жизни онкобольных людей 18+, акцент делают на арт-терапию, саморазвитие, йогу и бьюти-процедуры. Мы посмотрели статистику: оказалось, что Армения занимает первое место в мире по количеству онкобольных на душу населения. При этом у нас есть одна большая центральная больница, которая занимается своей стандартной врачебной практикой, а до психологической поддержки и качества жизни руки у них не доходят.
Мы с Аленой, подключив еще один местный фонд, запустили в Армении инициативу Unistar и провели трехдневный опенинг-фестиваль, завязанный на искусство, благотворительность и науку. Были спикеры из Роскосмоса, NASA, Астрофизического института Армении. Приходили студенты, ученики с мамами и папами, знатоки искусства и ученые. Кроме того, открылась выставка картин Алексея Леонова в доме-музее Мартироса Сарьяна, известного армянского художника, друга Леонова. В больнице мы рисовали с детьми и со взрослыми картины — они изображали свои мечты. Планировалось, что какие-то картины наших армянских детишек попадут на скафандры космонавтов Роскосмоса и полетят в космос.
После фестиваля мы провели два класса арт-терапии для врачей и взрослых пациентов от 18 лет. В результате в коридоре больницы появилась целая картинная галерея.
До школы у меня вообще не было представления, что есть проекты, ориентированные на качество жизни, и я не задумывалась о том, что в Армении серьезно стоит проблема онкологии и психологической помощи пациентам. Школа собрала вместе нужных людей и показала, что все возможно. Ян Яновский всегда говорил, что на самом деле границ нет, что нужно мыслить шире, «выйти из ящика». В этом смысле мы действительно вышли из ящика. Мы вышли за рамки Армении и за рамки форматов поддержки онкобольных, которые здесь приняты, и в то же время это было сделано без больших финансовых вливаний.
Армения занимает первое место в мире по количеству онкобольных на душу населения
Собственный фонд
В октябре я поступила в школу и в это же время у фонда “Айб” произошло сокращение программ с государством, в результате чего я решила уйти. А так как в школе нужно было делать проект, я собрала единомышленников и мы вместе с двумя со-учредителями сделали свой образовательный фонд “Парадигма”. Он занимаемся раскрытием потенциала учителей (дошкольных учреждений и школ) и их поддержкой, потому что изменения в образовании возможны только, если сам учитель поймет их важность и начнет их реализовывать снизу. Мы провели всеармянскую учительскую конференцию Edcamp, в которой приняли участие 450 учителей. Следующая конференция планировалась на лето 2020. Мы надеемся, что мероприятие станет ежегодным и будет собирать, объединять все больше учителей.
Итоги
Одно дело работать штатным сотрудником некоммерческой организации и брать проект, другое — самой с нуля ставить фонд и самой инициировать проекты. Для меня обучение в школе — это интересный опыт раскрытия собственных границ.
У нас было 8 модулей и по ряду тем уровень подаваемой информации был “для чайников” и “средний”. Что-то было для меня повторением, в некоторых вопросах узнавала новые детали, а иногда просто помогала сокурсникам освоить незнакомый для них материал, делясь своим опытом и знаниями. С другой стороны, были классные спикеры, реальные благотворители, доноры, и за короткую лекцию они давали большое количество инсайтов. С точки зрения человеческого общения, комьюнити и обмена опытом это было очень ценно.
С другой стороны, были классные спикеры, реальные благотворители, доноры, и за короткую лекцию они давали большое количество инсайтов
Собственный фонд
– В октябре я поступила в школу и в это же время у фонда «Айб» произошло сокращение программ с государством, в результате чего я решила уйти. А так как в школе нужно было делать проект, я собрала единомышленников и мы вместе с двумя со-учредителями сделали свой образовательный фонд «Парадигма». Он занимаемся раскрытием потенциала учителей (дошкольных учреждений и школ) и их поддержкой, потому что изменения в образовании возможны только, если сам учитель поймет их важность и начнет их реализовывать снизу. Мы провели всеармянскую учительскую конференцию Edcamp, в которой приняли участие 450 учителей. Следующая конференция планировалась на лето 2020. Мы надеемся, что мероприятие станет ежегодным и будет собирать, объединять все больше учителей.
Итоги
– Одно дело — работать штатным сотрудником некоммерческой организации и брать проект, другое — самой с нуля ставить фонд и самой инициировать проекты. Для меня обучение в школе — это интересный опыт раскрытия собственных границ.
У нас было 8 модулей, и по ряду тем уровень подаваемой информации был «для чайников» и «средний». Что-то было для меня повторением, в некоторых вопросах узнавала новые детали, а иногда просто помогала сокурсникам освоить незнакомый для них материал, делясь своим опытом и знаниями. С другой стороны, были классные спикеры, реальные благотворители, доноры, и за короткую лекцию они давали большое количество инсайтов. С точки зрения человеческого общения, комьюнити и обмена опытом это было очень ценно.
Апрель 2020