Основатель, один из руководителей студенческой волонтёрской организации НИУ ВШЭ «Открой глаза» и
учредитель одноименного фонда
«За всё хорошее, против всей фигни» – примерно так звучала миссия фонда «Открой глаза», когда 11 лет назад её основал третьекурсник НИУ ВШЭ Алексей Нестеренко
Довольно много лет мы тыркались – и по-другому это не назвать
Как и многих молодых людей на этом этапе жизни, его кидало из стороны в сторону: то возглавлять студенческую организацию, то играть в КВН, то организовывать вечеринки. Однако что-то заставило социально-активного студента спросить себя:
– Мне в жизни сильно повезло, сам я ради этого ничего не сделал. На что я трачу свой потенциал?» Ответ «на вечеринки» был плохим, а на «развитие благотворительного фонда» – хороший.
Подружить «коммерческого ужа» с «филантропическим ежом» получилось не сразу
На тот момент во всей студенческой движухе ВШЭ практически не было места благотворительности. И конкуренции – почти ноль.
– Увидев свободную нишу, я придумал проект «Открой глаза». Концепции никакой, откуда ей вообще взяться у 20-летних? Да и сама отрасль благотворительности без преувеличения, в начале 2000-х выглядела куда менее развитой, чем сейчас, – вспоминает сегодня Алексей Нестеренко.
Получив карт-бланш от ВШЭ и став, по сути, её благотворительным лицом, проект «Открой глаза» сосредоточился на адресной помощи. «Классический набор»: подарки детям из детских домов, волонтёрские поездки с постельным бельём, кружками и вилками в ПНИ и даже чуть более оригинальное приложение творческой энергии – строительство детской площадки для пульмонологического детского санатория. Как-то ребята приехали с валенками в психиатрическую больницу в Рузском районе, а им говорят: «Чаю хотите? Ой, только не садитесь на тот диван, балка с потолка вот-вот на него упадёт». Одними валенками делу не поможешь.
– В моменте мы точно улучшали жизнь этих людей, но никакой стратегии у нас не было», – вспоминает Алексей. Было понятно, что всё это разовые несистемные истории. Организация не очень понимала, какие проблемы она хочет решать.
– Довольно много лет мы тыркались – и по-другому это не назвать, – некоторый итог работы организации за 10 лет.
Правда, были и другие, более позитивные, итоги, например, складывался костяк людей: кто-то приходил, кто-то уходил, но те, кто оставались, становились настоящими членами команды. Над проектами до сих пор работают люди из числа основателей, которые уже давно не студенты. Сформировался довольно серьёзный пул волонтёров – в один момент организация могла мобилизовать порядка 200 человек. Кроме того, шаг за шагом оформлялась концепция: было принято решение сосредоточиться на 5 организациях, которым фонд помогал более-менее постоянно – 3 ДДИ (из Яхромы, Полотняного Завода и Кольчугино) и 2 ПНИ (из Собинки и Лакинска), плюс появилась большая интересная идея организовать летний лагерь для подопечных детских домов-интернатов. Но всё «на ощупь».
Интересно, что одновременно с благотворительной деятельностью Алексей Нестеренко строил коммерческий бизнес в фармацевтической отрасли, а также в сфере ивентов. По словам Алексея, он довольно успешно и органично выстраивал процессы в своих компаниях, одновременно понимая, что ничего подобного в фонде не делается: подружить «коммерческого ужа» с «филантропическим ежом» по каким-то причинам не получалось.
В Московскую школу профессиональной филантропии Алексей Нестеренко поступал с «прекраснодушной глупостью»:
– Наконец-то появилась возможность посмотреть на отрасль и увидеть, как ЭТО делают «взрослые дяди и тёти». Что позволило очень быстро осознать, что мы делаем что-то не то. Я пришёл в школу, чтобы узнать, правильно ли мы рассчитываем питание на 50 человек в нашем лагере, а другие – чтобы разработать стратегии своих организаций.
В рамках учёбы в МШПФ с ориентацией в пространстве очень помогла сессия с Натальей Ореховой. Состоялся такой диалог:
— Алексей, какую проблему вы хотите решить с помощью выездного лагеря?
— Проблему замкнутости людей, находящихся в интернате.
— Разве один выездной лагерь решит эту проблему?
Алексею стало понятно, что лагерь может быть только частью одной из программ фонда, но точно не смыслом её существования. Дальше они с коллегами закрылись на сутки в четырёх стенах и писали стратегию. Удалось сформулировать миссию – комплексное улучшение жизни людей, живущих в ПНИ и ДДИ. «Открой глаза» делает это на трёх ключевых уровнях:
1. Прямая системная работа волонтёров с подопечными в ДДИ и ПНИ
2. Снятие стигматизации с нашим подопечных с помощью просветительской работы и городских инклюзивных мероприятий
3. Участие в обсуждении решений по изменению системы ДДИ и ПНИ в России
В процессе обучения в МШПФ и подготовке к защите индивидуального проекта Алексей Нестеренко осознал для себя несколько очень важных вещей. Первое из обретений по ходу учёбы – ощущение того, что благотворительный проект мало чем отличается от бизнес-проекта. С бизнес-практиками, инструментарием, подходами Алексей-бизнесмен был давно знаком, а вот Алексей — основатель фонда «Открой глаза» только в школе осознал, что всё это можно и нужно применять в благотворительной практике.
Второе – это ретроспективный взгляд в прошлое и анализ собственных ошибок:
– Мы удивительно не делали каких-то базовых вещей. Например, первые пять лет занимались сборами вещей без прямого контакта с нашими подопечными. Почему? Да просто не думали, делали какое-то добро и нам хватало. Идеология и миссия организации появлялась не сразу, в процессе, выкристаллизовалась только уже в процессе учёбы в МШПФ.
ДДИ – детский дом-интернат
ПНИ — психоневро-логический интернат
Сегодня «Открой глаза» делает и количественный, и качественный скачок. Был зарегистрирован фонд и взяты первые люди в штат. Теперь команду постепенно связывает не только дружба и взаимное уважение, но и вполне деловые отношения. Создана, готова к внедрению и уже заинтересовала несколько партнёров программа корпоративного волонтёрства. Системная работа с пятью ПНИ и ДДИ теперь может быть расширена на любое количество учреждений. Проект лагеря тоже все-таки закончен и запущен в работу – уже не как смысл жизни фонда, но как один из проектов-инструментов. Создается основанное на лучших международных практиках агентство инклюзивного событийного маркетинга, готовое в том числе поддержать городские инклюзивные проекты фонда.
«Открой глаза» был основано неравнодушными людьми. Но оно было основано и достаточно профессиональными – студенты выросли и стали серьёзными HR, журналистами, тренерами, ивентщиками, финансистами, успешными в своих областях людьми. И теперь эти люди готовы не просто «делать добро», а делать его осмысленно, применяя свои лучшие качества, смотря за горизонт, работая на результат.
Апрель 2020