«Всегда находится история, где каждый был волонтером. Мы себя лучше чувствуем, когда можем помочь»
Волонтерство как культурный код: история той, кто научилась все делать сама
В 90-е годы в Уфе юная Айгуль Гареева наблюдала, как её мама развозит гуманитарную помощь в сиротские приюты. Вспоминает, что по-другому быть не могло: в семье было принято помогать. Сегодня Айгуль – президент одного из крупнейших фондов в Башкирии, и она убеждена, что нет людей, которые хотя бы раз в жизни не были бы волонтёрами.
«По профессии я учитель; неподалеку от школы, где я работала, был детский дом. Когда я смотрела, как много государство тратит на этих детей и какой результат у этих трат, становилось понятно, что мы, взрослые, что-то делаем явно не так».
В историях, которыми делится Айгуль, читается готовность разбираться в проблемах с нуля и брать на себя ответственность за изменения. Работая в школе, она стала налаживать контакт с детьми из детского дома, чтобы сформировать «пространство успеха». И тоже через волонтёрство.
«Было ощущение, что детям не хватает нормального взрослого общения. Есть воспитатели, директора, много кого, с кем невозможно поговорить. Я стала просто приходить поболтать: пекла пиццу и пироги. Дальше стала придумывать для подростков всякие дела: бабушке снег почистить, сложить дрова — в селе всегда есть, чем заняться. Травмированный детским домом ребёнок привык слышать: у тебя ничего не получилось, от тебя отказались, ты ненужный. И вот появляется пространство, где у них получается: сперва дрова сложить, потом отношения с кем-то наладить».
К началу 2010-х годов вокруг идеи помощи детям выросла организация «Мархамат», и Айгуль возглавила её. Кроме работы с сиротами, здесь стали поддерживать детей с особенностями развития: помогали учиться, развиваться, знакомиться с миром. К самой идее помощи Айгуль по-прежнему относится как к чему-то естественному и безусловному.
«Когда ко мне приходят люди, устраиваются, я спрашиваю: “Был ли у вас опыт работы в НКО?” Многие отвечают: “Нет”, – а я говорю, что не бывает такого. Каждый человек кому-то помогает: покупает пряники для каких-то детей, берёт на себя чьи-то хлопоты. Всегда находится история, где каждый был волонтером. Моя позиция, что это базово у нас (у россиян) зашито. Мы себя лучше чувствуем, когда можем помочь. Где-то это спасательство может быть излишним, но с этим можно работать».
Сегодня, пятнадцать лет с момента основания, в фонде «Мархамат» работает порядка пятидесяти сотрудников. Дело каждого из них Айгуль знает досконально
«Я считаю, что руководитель должен уметь делать всё сам. Может быть, это неправильная позиция, но я в фонде все участки знаю на 100%. Всё что касается сайта, настроек, прикруток, SMM, PR, GR, бухгалтерия — не важно. Я хорошо представляю, как нужно сделать».
«Несмотря на то, что со многими из студентов и преподавателей МШПФ я уже была знакома, нас там очень качественно передружили».
Эта позиция сформировала с юности: в 13 лет Айгуль присматривала за пожилой умирающей женщиной по соседству. Сама могла следить за гигиеной и поддерживать разговоры, в благодарность за свою помощь получала книги, а ещё — опыт, на который опирается и сейчас: опыт справляться с новыми вызовами.
В МШПФ Айгуль приехала с грудным младенцем. Позже стала брать с собой в Москву родных, чтобы те могли присмотреть за ребёнком: мужа, старших дочерей, маму, свекровь — всех по очереди. Координируя волонтёров из собственной семьи, Айгуль продолжала учиться: тестировалась по системе PCM, осваивала инструменты, которые могли бы помочь в работе собственного фонда, выстраивала отношения с коллегами из других организаций.
В Школу Айгуль пришла, успев поработать в депутатской должности: в процессе этой работы по изменению системы изнутри прошла сложный период пандемии, а еще почувствовала острую нехватку общения с людьми из некоммерческого сектора, с теми, кому содержание важнее формы. Желание побыть рядом с единомышленниками и стало отправной точкой для учёбы в МШПФ.
«Сейчас я амбассадор Школы, везде про это говорю. Учёба очень меня изменила, вернула в ресурсное состояние. И всё же это не универсальное место: это точный и очень дорогой инструмент, который будет полезен только тому, кто четко формулирует собственный запрос».
Перебирая инструменты и знания, которые удалось освоить на учебе и привнести в свою работу, Айгуль особенно выделяет тестирование по Хогану и Анализ моделей процесса коммуникации (PCM). Тренера по PCM Айгуль спустя время привезла в Уфу, чтобы провести тренинг для лидеров башкирских НКО. Кроме аналитических инструментов, Айгуль вспоминает лекции по фандрайзингу и решению конфликтных ситуаций: все добытые там знания она теперь применяет на практике.